Интеллект как регулятор профессиональной деятельности

Интеллект как регулятор профессиональной деятельности

Совокупность познавательных способностей составляет основу интеллекта. Интеллект — это единство познавательных способностей личности и той информации, которой личность владеет.

Строение интеллекта представляет собой систему трёх уровней:

Строение интеллекта

Строение интеллекта

Первый уровень интеллекта

Первый уровень образует совокупность функциональных механизмов познавательных способностей. Это природный, невербальный интеллект.

Эффективность функционирования природного уровня интеллекта в наибольшей степени, по сравнению с другими, обусловленная особенностями ВНД субъекта, складывается из двух основных показателей:

  • степени выраженности каждой познавательной способности;
  • степени тесноты связей между ними.

Совокупность функциональных механизмов познавательных способностей. В чистом виде сложно вычленить работу именно этого уровня; можно говорить исключительно о некотором превалировании или тенденции к доминированию в тех или иных случаях природной основы интеллекта, например, когда формируется симультанный образ окружающей действительности, т. е. разглядывания, вслушивания, соизмерения, сравнивания тонов, полутонов, оттенков и т. д. (в описании этапов формирования сенсорного образа это первая и вторая стадии: обнаружение объекта и различение, выделение в объекте отдельных признаков, т. е. до тех пор пока не включались перцептивные действия), когда субъект запечатлевает, непосредственно и непроизвольно запоминает и воспроизводит, а также когда имеет место мышление «до слов», догадка, внезапное озарение, мгновенное понимание, т. е. инсайд, творчество.

Кроме того, это непроизвольное, непреднамеренное оперирование вторичными образами: поворачивание, переворачивание, трансформация старых образов и возникновение новых при отсутствии сознательной регуляции этого процесса. Наконец, это неосознаваемая концепция психической активности на чём-либо. Кроме того, именно на этом уровне необходимо искать истоки интуиции.

Природным уровнем интеллектуальной активности трудно управлять. Природный интеллект проявляется в юморе.

Способности и факторы природного интеллекта можно найти в метафорах, новых идеях, поворотах мысли и т. д. Качественное своеобразие природного интеллекта в поведенческом и деятельностном планах проявляется разнообразно: от инсайта конструктора до мгновенного схватывания гармонии, смысла, индивидуальности или дисгармонии художественного образа, картины художником и т.д.

Второй уровень интеллекта

Второй уровень интеллектуальной активности обусловлен появлением системы операционных механизмов познавательных способностей.

Эффективность этого уровня интеллектуальной деятельности будет различной в зависимости от того, в каком виде субъект вплетает информацию в свой опыт:

  • в виде понятий,
  • образов,
  • ассоциаций,
  • с помощью конкретных примеров и т. д.

Поэтому второй уровень интеллекта представляет собой единство операционных механизмов и той системы репрезентаций, которой владеет данный субъект.

Продуктивность второго уровня интеллектуальной активности (вербального, понятийного, логического интеллекта) определяется следующими показателями:

  • разнообразием способов обработки информации;
  • степенью владения ими или каким-нибудь одним;
  • широтой и глубиной репрезентационной картины личности (картины мира личности), т. е. уровнем организации знаний субъекта;
  • характером доминирующего уровня обработки информации: понятийного, ассоциативного, образного, наглядного или др.;
  • удельным весом «участия понятий» в процессе репрезентации новой информации личностью.

Третий уровень интеллекта

составляет регуляция интеллектуальной активности.

Каждый известный способ обработки информации имеет свою структуру, которую можно описать системой действий:

Cистема действий способа обработки информации

Cистема действий способа обработки информации

Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.

Ориентировочная основа действия, ООД — система репрезентаций субъекта о цели, методе и условиях осуществления предстоящего или выполняемого действия.

Теория принятия решений — область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения разного рода задач, а также способов поиска наиболее выгодных из возможных решений.

Антиципация в философии и психологии — предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события. Представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия.

Плани?рование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

Контроль (фр. contr?le, от contrer?le — список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra — против и rotulus — свиток) — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

Это внутренняя регуляция, которая составляет ядро регуляции активности.

Внутренняя регуляция включается благодаря внешней, потребностям, шатавади, чувству долга, Я-концепции, волевым качествам, эмоциональным реакциям.

Если точкой отсчёта развития второго уровня интеллекта можно считать появление обобщений (как следствие развития мышления и речи), то принципиальным моментом для развития регулирующего уровня интеллекта является развитие познавательных способностей как систем функциональных и операционных механизмов. По мере развития структуры операционных механизмов совершенствуется и регуляция интеллектуальной активности, превращаясь в саморегуляцию.

Третий уровень интеллекта

Развитие и формирование третьего уровня интеллекта обусловлено характером взаимодействия внешней и внутренней регуляции, базирующегося на двух факторах:

Факторы интеллекта

Факторы интеллекта

Третий уровень интеллекта — образование, которое одновременно и динамизирует, и стабилизирует интеллектуальную активность. И то, и другое зависит от силы, развитости и степени соответствия внешней и внутренней регуляции. Следствием гармонизации внешней и внутренней регуляции является интеллектуальная интенция как некая глубинная направленность субъекта на определённую идею или объект.

Экспериментально показано, что в процессе формирования интеллектуальных интенций определяющую роль играет актуальное состояние мотивационной сферы личности.

Таким образом, регулирующий слой интеллекта представляет собой некую атмосферу взаимоотношений познавательных способностей личности и той картины репрезентаций, которая вмещает разнообразные семантические структуры, состоящие из понятий, образов, признаков, эмоций, предметов, жестов и т. Д.

Итак,

Интеллект — это динамичная, открытая, «непредсказуемая» система познавательных способностей и хранящейся у человека информации. Эта система развивается при непрерывном взаимодействии личности с окружающим миром.

Проблема соотношения мнемических способностей и личностных образований может быть проанализирована через структуру регулирующего уровня интеллектуальной активности. Этот уровень интеллекта обусловлен функционированием регулирующих механизмов познавательных способностей личности. Другими словами, личность регулирует интеллектуальную активность в целом и мнемические способности в частности через цели деятельности, которые детерминированы мотивами, эмоциями, волевыми качествами человека, личностными смыслами, Я-концепцией или их производными.

Различная степень выраженности познавательных способностей и различные уровни интеллектуальной активности составляют типы проявлений интеллекта как относительно стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик умственных способностей. Выделяют 9 типов интеллекта.

9 типов интеллекта

1. Природный интеллект

Определяет способность человека чувствовать животных и растений. Эта способность считалась даром в нашем эволюционном прошлом. Великие первобытные охотники и собиратели обладали этим даром. Сейчас этот тип интеллекта продолжает играть важную роль в некоторых отраслях и без него невозможно стать профессиональным ботаником или агрономом.

Современное общество уже конечно мало заинтересовано в этом типе, потому что мы всё больше отдаляемся от природы.

2. Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект — это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы композиторы, дирижеры, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом.

Интересно, что только музыкальный интеллект + склонность к математике может родить таких людей как барабанщики.

Они, как правило, очень хорошо фильтруют внешний звук и имеют хорошо и быстро считать.

3. Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект помогает считать, решать сложные математические и логические задачи. Логический интеллект, как правило, хорошо развит у математиков, ученых и детективов. Молодые люди с этим типом интеллекта не склонны к общению, обычно они замкнуты. Им интереснее цифры, эксперименты и логические задачки.

4. Экзистенциальный интеллект

Интеллект, который потенциально помогает индивидууму в борьбе с глубокими вопросами человеческого существования. Например, такие люди могу выдвинуть новые теории о смысле жизни, возможности бессмертия и как люди появились на планете Земля.

5. Межличностный интеллект

Межличностный интеллект — это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она включает в себя эффективные вербальные и невербальные коммуникации, возможность быстро замечать различия между людьми.

Также эти люди имеют хорошо чувствовать настроение и темперамент других. Учителя, социальные работники, актеры и политики по определению должны обладать этим типом интеллекта, но…

Молодые люди с развитым межличностным интеллектом часто становятся лидерами среди своих сверстников, не потому что они сильнее, а потому что с ними интересно общаться, и, кажется, что они понимают чувства каждого.

6. Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект — это способность манипулировать физическими объектами и использовать различные физиологические навыки. Такие люди хорошо ориентируются во времени и пространстве.

Спортсмены, танцоры, хирурги должны обладать хорошо развитым телесно-кинестетическим интеллектом.

7. Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект — это способность мыслить и четко интерпретировать свои мысли, даже очень сложные, в понятные для всех слова. Лингвистический интеллект важен для поэтов, писателей, журналистов и общественных деятелей. Молодые люди с таким интеллектом любят писать, читать, рассказывать истории и разгадывать кроссворды.

8. Личностный интеллект

Личностный интеллект — это способность понимать себя, а также свои мысли и чувства, и использовать эти знания в процессе планирования жизни. Этот тип интеллекта позволяет человеку здраво оценивать свои возможности и грамотно планировать траты. Очевидно, что такие люди хорошие психологи. Но при это эти люди могут быть очень застенчивыми.

9. Пространственный интеллект

Пространственный интеллект — это способность мыслить в трех измерениях. Такие люди, хорошо осознают место, мысленно могут представить, что их ждет за углом. Они с легкостью вспоминают картину, именно картину, того места, о котором их спрашивают или о котором они вспоминают в данный момент. Моряки, летчики, скульпторы, художники и архитекторы — носители развитого пространственного интеллекта. Люди с таким интеллектом любят лабиринты и пазлы. Они могут часами сидеть за рисунком.


Самое интересное для Вас



https://shkola-zdorovia.ru/

Школа Здоровья была основана в 2005 году, чтобы делиться самой актуальной и полезной информацией о "Естественном Здоровье". Мы стремится разоблачить корпоративные, государственные мошенничества и ложь СМИ, которые часто направляют людей по "нездоровому" пути. Наша миссия заключается в том, чтобы начать преобразование традиционной медицинской парадигмы из лечения симптомов заболевания в нахождение основных причин болезней.


ПоБлагоДарить
Исследования Школы Здоровья
Школа Здоровья БЫЛА ОСНОВАНА В 2005 ГОДУ, чтобы делиться самой актуальной и полезной информацией о "Естественном Здоровье". МЫ СТРЕМИТСЯ РАЗОБЛАЧИТЬ корпоративные, государственные мошенничества и ложь СМИ, которые часто направляют людей по "нездоровому" пути. НАША МИССИЯ заключается в том, чтобы начать преобразование традиционной медицинской парадигмы из лечения симптомов заболевания в нахождение основных причин болезней.